24 сентября 2011

Урок географии на свежем воздухе

Только что вернулись, спешу рассказать, как это было (прежде всего нашим дорогим родителям, которые остались дома и, судя по количеству телефонных звонков, волновались- совершенно напрасно).

Итак, вчера, я пятницу, мы всем классом встретились на вокзале в 8 утра, сели в электричку и через полчаса были на станции Олха.

Вот она, точка отсчета пешей части нашего путешествия.



Наталья Владимировна дает вводные инструкции о том, как и куда идем.

 
Томас (один из наших пап, немец, более 15-ти лет живущий в Сибири, пастор- лютеранин, потрясающий человек, прекрасно ладящий с детьми и ... так далее, так далее, так далее...) поддерживает тягу к дисциплине рассказом о медведях, живущих в этих лесах. Выстраиваемся в колонну и идем. Идем налегке- спальные мешки и продукты едут на машине другого нашего папы - Жени. Мам представляли  я и мама-Наташа.

Идем около трех часов.  Долго и непросто. Городские дети нечасто совершают такие продолжительные пешие переходы. Поэтому воспитываем волю и стремление к цели.

Очарованные лесом, дети идут не спеша,  рассматривая все, что попадается по пути. 

Нашли большой старый пень и поиграли немножко в Алису.



На фотографии- одна из "Алис"- Богдана.


Мальчики успели преобразиться в рыцарей с мечами- ветками, но фотографии у меня не получились. Лиза Г. тоже интересовалась ветками. Но исключительно с практической точки зрения- ими очень хорошо подгонять разбредающихся гусей (если что, гусей у нас с собой не было).

По дороге случилась небольшая неприятность- Маша потеряла телефон. Пока Томас с Машей и Родионом  пытались найти телефон (ох уж эти телефоны - с ними еще будут истории), мы ошиблись на одной из развилок и пошли не туда.  В результате сделали крюк в пару километров.



Томас прекрасно знаком с сибирской природой. Этим (и многим другим) он напоминает мне универсальных ученых-исследователей XIX века.

На фотографии лес, и детям был задан вопрос: "какое из деревьев, которые вы видите сейчас, мы сегодня еще не видели?". Оказалось - ель.  А раз появились ели, значит где-то рядом есть ручей. Отправляемся на поиски. Конечно, находим.


Идем вместо запланированных двух часов больше трех. Наконец видим цель- полузаброшенную многофункциональную ферму - детище Томаса. В лихие девяностые он выбил этот участок для того, чтобы проводить слеты скаутов- детей из сложных семей, которые голодали и не ходили в школу. Поскольку им нужна была не только моральная поддержка, постепенно родилась ферма с посадками и животными. Кроме детей там находили приют многие страждущие. Постепенно острая необходимость в этом отпала, и сейчас ферма несколько запущена, но действует (поддерживается силами двух постоянно живущих семей).

Ферма - это довольная большая территория с множеством строений. Там есть пара лошадей, коровы, бык, куры. Летом там по-прежнему собираются скауты- но уже самостоятельно, без Томаса. Он отошел от дел.

Есть там довольно большой (и очень странно устроенный) дом с кухней, столовой и несколькими комнатами. В комнатах- деревянные двухярусные полати и печки. В столовой - столы и скамьи. Обстановка спартанская. Электричества нет совсем.


Дети знакомятся с окрестностями, а мы готовим обед.


На фотографии- Женя и Наташа. Меня вы вовсе не увидите - меня никто не фотографировал.

На обед у нас свежая капуста прямо с грядки- хрустящая и сладкая, много свежей зелени и картошка с тушенкой и луком. Кастрюля пустеет мгновенно. 
После обеда начинается главный урок- это учебный день, и приехали мы не отдыхать и развлекаться, а рисовать план местности.

Вот как это происходило:








Работа очень сложная! Извели немало бумаги (кто-то перерисовывал свою карту пять раз, а карандаши в итоге усеяли всю территории. В каждой беседке, под каждым навесом, на каждом бревнышке - наши дети. Наши дорогие, неповторимые, талантливые...

Через пару часов работа завершена. Вместо "Подвижных игр" (есть такое предмет в вальдорфской школе) - сбор коряг и веток для костра. Сколько будет дров - столько будет гореть костер. Поэтому дров дети нанесли много - хватило до четырех утра.

Пока дети учились, мы готовили ужин. Гречневую кашу с грибами. После ужина- еще один урок - опыт с наблюдением. Класс разбивается на группы, каждая выбирает объект для наблюдения, которые фиксируются на листе бумаги. Важны любые детали - цвет, запах, фактура.  Все дети выбрали животных. Поэтому все-все лошади, коровы, бык, куры и петух были самым тщательным образом изучены и описаны.

У костра-  отчет о проделанной работе.


После - едим дыню. 

Впереди- ночная игра. Ждем полной темноты. А пока- урок немецкого (у нас же есть Томас!). Встаем в круг, поем и танцуем. Из всей песни я знаю и понимаю только два слова: "пингвин" и "холодно".

В полной темноте мой фотоаппарат отказывается работать. Про ночную игру: было азартно и весело. Удивительно, но были найдены все четыре "золотых чаши", спрятанных четырьмя королевами, а сами королевы взяли в плен, пожалуй, каждого из детей хотя бы один раз. Играли долго, развивали тему игры пока не надоело. Снова поем песни. Снова едим, печенье со сгущенной, и снова играем. Кто-то уходит спать, кто-то сидит у костра до четырех утра.

Еще один потерянный телефон. В этот раз - телефон Сардора. Но нашли быстро (а телефон Маши нашли на следующий день, на обратном пути- шли и звонили- он отозвался)

На следующий день поднимаемся в начале девятого. Дети делают зарядку, мы - завтрак. Мы уже примерно поняли, как готовить на такую большую компанию, и на завтрак у нас каша с молоком и макароны - почти итальянская паста. 

Да, чуть не забыла. Отдельного описания заслуживает необыкновенная машина папы Жени в которой есть ВСЕ. Растительное масло, газовая плита, посуда... В общем все, о чем ставал вопрос - все там находилось.

После завтрака- продолжение работы с картой. Томас уводит детей на небольшую игру- экскурсию в лес, а НАталья Владимировна быстро раскладывает по всей территории конфеты в яркой упаковке- клады. Местоположение каждого клада она отмечает крестиком на карте каждого ребенка. Им предстоит отыскать клад и заодно проверить на деле точность составленного плана.

А на уроки Наталья Владимировна созывает детей как обычно, колокольчиком. На этой удивительной ферме нашлась достойная замена традиционному тоненькому и звонкому вальдорфскому колокольчику. Соответствующая масштабам классной комнаты. 


После урока - арбуз и быстрые сборы- пора идти на станцию.


Обратно шли быстро. Уложились в те самые два часа, делали привал на полчаса. На станцию пришли вовремя. Электричка тоже не подвела. Еще полчала- и мы в городе.

В городе после вернувшегося тепла дыхание осени едва уловимо. В лесу осень дышит в полную силу. Бодрит хоть и приглушенным, но энергичным сочетанием голубого и желтого, радует всплесками красного, напоминает о близкой зиме коричневым увядшим папоротником.

 
Но и лето было еще недавно.


Я очень устала. Но я так счастлива. Теплой солнечной осени всем нам!

6 комментариев:

  1. Замечательный поход :) было очень интересно читать. Я хоть и не работаю по специальности (хотя очень её люблю), по образованию учитель географии, поэтому тема мне близка.Мне очень понравилась идея таким образом проводить урок географии. Думаю многие возьмут её на вооружение, хотя не у всех есть под рукой такие замечательные Томасы с многофункциональными фермами ;)))) Главное было бы желание и воображение! Ирина, спасибо что поделились своими впечатлениями :)

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Томас- золотой фонд нашего класса:)

    И ферма- это такой эконом -вариант. Можно ведь поехать куда угодно. Можно- без ночлега, на один день. Мы разные варианты рассматривали.

    Просто школа платная, и возможности у всех разные, поэтому везде, где можно- сводим расходы к минимуму.

    ОтветитьУдалить
  3. как у вас интересно! настоящая природа, настоящее путешествие!

    ОтветитьУдалить
  4. Да у вас уже настоящая осень! Красотень.

    Здорово, что родители поддерживают учителей и устраивают детям такие познавательные и полезные праздники.

    ОтветитьУдалить
  5. Да, Марина, у нас уже и в городе осень- деревья за окном почти облетели и дворники уже собрали листья в свои большие мешки- не пошуршишь:)

    А родительская поддержка - отличительная черта вальдорфских школ. Такой непременный атрибут их существования.

    ОтветитьУдалить

Спасибо за ваш комментарий!